Меню

Оле лукойе переводится. Оле-Лукойе — Ганс Христиан Андерсен

Сантехника

Жил на свете волшебник, звали его Оле-Лукойе. Был он великим сказочником и с удовольствием делился своими сказками с маленькими детьми. Оле всегда приходил перед тем, как ребенок собирался лечь в кровать и рассказывал ему всего одну сказку. Если ребенок был хорошим и слушался родителей, его ожидала веселая и интересная сказка. Проказников и ябед рассказанная сказка порадовать не могла, так как была мрачной и ужасной. Такиь детям сильно доставалось от Оле, потому единожды прослушав страшную сказку, они больше никогда не смели перечить родителям и вести себя плохо.

Взрослые видеть Оле-Лукойе не могли, а дети узнавали о его приходе по легкому шуршанию шелкового кафтана. Оле всегда носил с собой волшебный зонтик, раскрывая его над хорошими детьми, чтобы им всю ночь снились прекрасные сны. В руках у Оле была небольшая спринцовка, наполненная парным молоком. Этим молоком Оле брызгал на ребенка и он засыпал. Оле всегда приходил к разным детям, но для одного мальчика сделал особое исключение. Звали этого мальчика Яльмар, был он послушным и добрым ребенком, потому Оле решил рассказать ему целых семь сказок.

Понедельник. В понедельник вечером Яльмар устроился удобнее на подушке, и Оле, разложив над ним свой волшебный зонтик, принялся за украшение комнаты. В комнате выросли большие деревья, потолок увили лианы, а кровать превратилась в прекрасную беседку. И вот, когда Яльмар приготовился слушать сказку из его письменного стола, где лежала аспидная доска, раздались ужасные стоны. Оле подошел к столу и достал ее из ящика. Буквы на доске метались и стонали, были они кривыми и некрасивыми, что причиняло им немалое неудобство. Оле такие буквы также не понравились, всю ночь он занимался тем, что выпрямлял их и подтягивал. Но когда настало утро, и Яльмар проснулся, буквы выглядели так же, как и прежде.

Среда. На улице шел сильный дождь, и настроение у Яльмара было не самым лучшим. Но когда Оле-Лукойе открыл окно, мальчик увидел, что за окном стоит прекрасный корабль, готовый отправиться в дальнее плавание. Оле брызнул на Яльмара из спринцовки, и его пижама превратилась в королевский наряд. Мальчик взошел на борт корабля и тот отправился в путь. Внезапно об его мачту ударилась птица. Это был уставший аист, который от сильного удара без сил упал на палубу. Юнга подхватил птицу и отправил ее в птичник, где аист немедленно принялся рассказывать о дальних землях, в которых ему удалось побывать. Обитатели птичника встретили аиста крайне неприветливо, высмеяв его желание продолжить путешествие. Видя это, Яльмар подошел к клетке и выпустил оттуда аиста. Утром мальчик проснулся в своей кроватке и никак не могу вспомнить, куда улетел его новый приятель.

Четверг. В четверг Яльмара пригласили на самую настоящую мышиную свадьбу. Жених и невеста проживали в кладовой матери Яльмара, потому далеко ему идти не пришлось. Оле брызнул на мальчика из спринцовки и тот уменьшился в размерах, что позволило ему без труда протиснуться в небольшую мышиную норку. Свадьба была великолепная, гости до отвала насытились топленым салом, которым были вымазаны стены свадебного зала. Особо почетным гостям, в том числе и Яльмару, было предложено отведать большой зеленой горошины.

Пятница. В пятницу вечером, когда все игрушки были убраны и заняли отведенные для них места, Оле поведал Яльмару о том, что у одной из кукол его сестры сегодня свадьба. Естественно, что Яльмар не мог не посетить столь важное событие. Свадьба очень ему понравилась, вот только угощений молодые так и не попробовали, так как были заняты выбором места для медового месяца. После долгих споров, в которых принимали участие и другие игрушки, было решено отправиться на дачу и там провести медовый месяц.

Суббота. В субботу Оле пришел и заявил о том, что рассказывать сказки ему некогда, так как завтра праздничный день — воскресенье, к встрече которого нужно подготовиться. Оле нужно проверить звонкость церковных колоколов и блеск звезд на небе. Некоторые звездочки успели потускнеть с прошлой чистки, и теперь их нужно как следует вымыть. Услышав рассуждения Оле-Лукойе, висевший на стене портрет прадедушки Яльмара, страшно возмутился. Пожилой мужчина был уверен, что Оле дурачит его внуку голову, ведь снимать звезды с неба не под силу никому на свете. Подобное недоверие задело самолюбие Оле, и он гордо удалился, предложив портрету самому рассказывать сказки.

Воскресенье. В воскресенье Оле не стал рассказывать сказки, но Яльмар все же предусмотрительно перевернул портрет своего предка лицом к стенке, чтобы тот не смог помешать разговору. Оле присел на кровать мальчика и предложил ему пойти с ним, чтобы познакомиться с его братом, другим Оле-Лукойе. Этот Оле ездит на статном коне, и навещает только пожилых людей, им он известен, как Смерть. Тех, у кого были хорошие отметки в школе, Оле сажает впереди себя и рассказывает им добрую сказку, двоечников же ожидает ужасная история. Никто не желает садиться позади Оле, но он неумолим.

Так закончилась эта история об Оле-Лукойе, но наверняка каждый ребенок, к которому приходил этот бог сновидений, может рассказать свою собственную.

Создатель: Произведения:

«Оле Лукойе» (сказка)

Пол: Семья:

Имя Оле Лукойе состоит из двух частей: Оле - датское мужское имя, Лукойе переводится как «Закрой глазки». Он носит под мышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям. Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками. Он помогает им видеть красивые приятные сны. Непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок. Эти дети проводят ночь без сновидений.

В сказке Оле Лукойе посещает мальчика с именем Яльмар каждую ночь в течение недели и рассказывает ему сказки. По ходу сказки выясняется, что Оле на самом деле очень старый. В последний вечер, в воскресенье, Оле Лукойе рассказывает мальчику о своём брате, которого зовут так же, но ещё у него есть второе имя - Смерть. Он приходит, чтобы закрыть глаза тех, кому пришла пора уйти из этого мира, и забрать их с собой.

Таким образом, образ Оле Лукойе распадается на два: подобно греческим Танатосу и Гипносу , богам смерти и сна соответственно, герои родственны и отличны друг от друга. Так «маленький смешной человечек оказывается проводником не только по царству сновидений, но и в царство смерти, в котором смутно угадываются образы Рая и Ада » .

В культуре

  • Первые книги стихов Марины Цветаевой вышли в «домашнем» издательстве Сергея Эфрона , которое называлось «Оле Лукойе».
  • Фигурирует в книге Александра Рудазова «Самое лучшее оружие» в качестве одного из антагонистов Креола, демона снов - анамрада Оллак Кергхана.
  • Оле-Лукойе упоминается в песне Вени Д’ркина «Девочка с флейтой».
  • Оле-Лукойе посвящено множество стихов для детей, например, стихотворение английской поэтессы XIX - начала XX веков Мод Кири (русский перевод Бориса Вайнера).

Напишите отзыв о статье "Оле Лукойе"

Примечания

Литература

  • Т. Н. Суханова. // Энциклопедия литературных героев / Сост. и науч. ред. С. В. Стахорский. М.: Аграф, 1997.
  • Т. А. Чеснокова. Оле-Лукойе // . - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - С. 360-361.
  • Т. А. Чеснокова. Оле-Лукойе // . - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - С. 329-330. ISBN 978-5-373-03803-4

Ссылки

  • (датск.)
  • Андерсен Ханс Кристиан. . (англ.)

Отрывок, характеризующий Оле Лукойе

– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».
– А мне говорили военные люди, – сказал Пьер, – что в городе никак нельзя сражаться и что позиция…
– Ну да, про то то мы и говорим, – сказал первый чиновник.
– А что это значит: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба? – сказал Пьер.
– У графа был ячмень, – сказал адъютант, улыбаясь, – и он очень беспокоился, когда я ему сказал, что приходил народ спрашивать, что с ним. А что, граф, – сказал вдруг адъютант, с улыбкой обращаясь к Пьеру, – мы слышали, что у вас семейные тревоги? Что будто графиня, ваша супруга…
– Я ничего не слыхал, – равнодушно сказал Пьер. – А что вы слышали?
– Нет, знаете, ведь часто выдумывают. Я говорю, что слышал.
– Что же вы слышали?
– Да говорят, – опять с той же улыбкой сказал адъютант, – что графиня, ваша жена, собирается за границу. Вероятно, вздор…
– Может быть, – сказал Пьер, рассеянно оглядываясь вокруг себя. – А это кто? – спросил он, указывая на невысокого старого человека в чистой синей чуйке, с белою как снег большою бородой, такими же бровями и румяным лицом.
– Это? Это купец один, то есть он трактирщик, Верещагин. Вы слышали, может быть, эту историю о прокламации?
– Ах, так это Верещагин! – сказал Пьер, вглядываясь в твердое и спокойное лицо старого купца и отыскивая в нем выражение изменничества.
– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

Невысокий старичок с хитроватой улыбкой и озорными глазами - таким рисует воображение сказочника Оле Лукойе. Впрочем, получившийся образ обманчив. вложил в героя сказки куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд. В невероятных рассказах волшебника скрыт философский подтекст, включающий в себя рассуждения о жизни, смерти и вере в настоящее чудо.

История создания

Сказка о доброжелательном волшебнике была впервые опубликована в декабре 1942 года. Короткий, но поучительный рассказ вошел в шестой том сборника «Сказки, рассказанные детям».

Ганс Христиан Андерсен совместил в образе Оле Лукойе нескольких мифических существ. Главный герой вобрал в себя качества европейского . Древнее божество в сумерках подкрадывалось к детям и сыпало в глаза малышам песком, чтобы непоседы поскорее засыпали.

Частичным прототипом сказочника стал древнегреческий бог Морфей. В книгу включены цитаты, подтверждающие этот факт:

«Я старый язычник; римляне и греки звали меня богом сновидений!»

В течение повествования образ одного божества сменяется другим, но со схожими характеристиками. Теперь Оле Лукойе не просто властвует над сном, персонаж сопровождает своего брата - Смерть. Андерсен красочно изображает колоритный древнеримский дуэт богов Гипноса и Танатоса.


Позже образ сказочного волшебника переместился на экраны. Самый известный мультфильм, в котором фигурирует добрый повелитель снов, - сборник «Лапландские сказки». Через год герой появится в «Снежной Королеве». Волшебник играет роль рассказчика и проводит зрителей по сюжету сказок. Что ж, это привычная роль для забавного Оле Лукойе.

Биография и сюжет

Никто не знает, когда и где родился Оле Лукойе. Известно лишь, что мужчина давно живет на свете. Оле маленького роста, примерно как лилипут. Волшебный человечек одет в красивый переливающийся кафтан. В руках у Оле – два зонтика: один украшен невероятными картинками, другой - гладкий и безликий.


Первый зонтик предназначен для хороших детей, с его помощью Оле навевает малышам красочные и интересные сны. Второй зонтик герой раскрывает над головами непослушных сорванцов. Таким детям не снятся сновидения, и утром им нечего вспомнить.

Еще одно волшебное приспособление Оле - маленькая спринцовка, заправленная сладким молоком. Человечек незаметно брызгает жидкостью в детей, и у малышей слипаются глазки. Это помогает скорее уложить мальчиков и девочек спать.

Оле Лукойе навещает малыша по имени Яльмар целую неделю. Каждую ночь мужчина рассказывает мальчику новую удивительную историю.


В понедельник Оле преобразил комнату ребенка: вырастил комнатные растения до невероятных размеров и украсил листья пышками с изюмом. Внезапно застонала грифельная доска. Причина страданий предмета – ошибки, которые сделал Яльмар в арифметических примерах. Не меньше страдали прописи. Буквам в тетради не за что было держаться - они падали со строчек.

Во вторник Оле с Яльмаром отправились в путешествие. Друзья побывали в лесу, покатались на лодках и навестили местных принцесс. С девочками Яльмар хорошо знаком – это местные девочки, с которыми парнишка играл каждый день во дворе. Принцессы угощали Яльмара сахарными пряниками, которые не продавались даже на ярмарках.


В среду герои отправились в плаванье. Оле пригнал к окну Яльмара корабль, и друзья отправились в путешествие. На пути им попалась стая аистов. Одна из птиц настолько устала от полета, что упала на палубу. Яльмар пожалел аиста и посадил птицу в клетку, но местные петухи и курицы насмехались над новым гостем. Мальчик разозлился на глупых птиц и отпустил аиста на волю.

Четверг в жизни Яльмара ознаменовался походом на мышиную свадьбу. Оле уменьшил мальчика до нужного размер, переодел малыша в костюм оловянного солдатика и доставил ребенка под пол кладовой матери. Торжество прошло в тесноте и радостном шуме.

В пятницу Оле с мальчиком вновь отправились на свадьбу. Невестой на этот раз оказалась кукла сестры. Это было 101-ое свадебное торжество куклы. После регистрации брака молодые долго решали, куда же отправиться в путешествие. В споре с курицей и ласточкой куклы пришли к выводу, что лучше всего отправиться на деревенскую дачу.


В субботу Оле отказался рассказывать мальчику сказку. Перед мужчиной стояла важная задача: собрать с неба все звезды и начистить их перед праздничным воскресеньем. Процесс занимал много времени, поэтому волшебный человечек очень спешил.

В воскресенье Оле Лукойе познакомил Ялмара с родным братом:

«Сейчас увидишь моего брата, другого Оле-Лукойе. Люди зовут его также Смертью. Видишь, он вовсе не такой страшный, каким рисуют его на картинках!»

Мужчина рассказал мальчику, что брат знает всего две сказки: первая – интересная, вторая - страшная. Какую сказку услышит ребенок, зависит от его отметок.

Сказки волшебного человечка несут в себе скрытый посыл - чудеса появляются в жизни, если в них верят. Стоит только пожелать, и каждая минута жизни наполнится невероятными приключениями. Вторая главная мысль высказана Оле в воскресенье: сон и смерть приходят ко всем, и не стоит бояться такого визита. Только от человека зависит, как пройдет визит брата божества сновидений.

  • Имя Оле Лукойе используется как название разнообразных организаций. Именем волшебника названы музыкальная группа, детский лагерь и бренд детской одежды.
  • Фамилия персонажа означает «закрой глазки».

  • В Подмосковье установили памятник сказочному персонажу. Бронзовый Оле Лукойе расположился в Мытищах неподалеку от театра кукол «Огниво».
  • В 2016 году кинокомпания «Proline Film» заявила о выпуске фильма «Закрой глаза». В основу сюжета легла сказка «Оле Лукойе». Роль волшебника сыграет музыкант Юрки Линнанкиви.

Цитаты

«Да что мне деньги! Я ни к кому не прихожу за деньги!»
«Побываешь ночью в чужих землях, а к утру - опять дома!»
«Ты - глава фамилии, родоначальник, но я все-таки постарше тебя!»
«Я покажу тебе своего брата, его тоже зовут Оле Лукойе, но он ни к кому не является больше одного раза в жизни».

Никто на свете не знает столько историй, сколько Оле-Лукойе. Вот мастер рассказывать-то!

Вечером, когда дети смирно сидят за столом или на своих скамеечках, является Оле-Лукойе. В одних чулках он подымается тихонько по лестнице, потом осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в глаза сладким молоком. Веки у детей начинают слипаться, и они уже не могут разглядеть Оле, а он подкрадывается к ним сзади и начинает легонько дуть им в затылок. Подует - и головки у них сейчас отяжелеют. Это совсем не больно - у Оле-Лукойе нет ведь злого умысла; он хочет только, чтобы дети угомонились, а для этого их непременно надо уложить в постель! Ну вот он и уложит их, а потом уж начинает рассказывать истории.

Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к ним на постель. Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета, - он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с картинками

Его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его он раскрывает над нехорошими детьми; ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они и они ровно ничего не видали во сне!

Послушаем же о том, как Оле-Лукойе навещал каждый вечер одного мальчика, Яльмара, и рассказывал ему истории! Это будет целых семь историй, - в неделе ведь семь дней. Понедельник

Ну вот, - сказал Оле-Лукойе, уложив Яльмара в постель, - теперь украсим комнату!

И в один миг все комнатные цветы превратились в большие деревья, которые тянули свои длинные ветви вдоль стен к самому потолку, а вся комната превратилась в чудеснейшую беседку. Ветви деревьев были усеяны цветами; каждый цветок по красоте и запаху был лучше розы, а вкусом (если бы только вы захотели его попробовать) слаще варенья; плоды же блестели, как золотые. Еще на деревьях были пышки, которые чуть не лопались от изюмной начинки. Просто чудо что такое!

Вдруг в ящике стола, где лежали учебные принадлежности Яльмара, поднялись ужасные стоны.

Что там такое? - сказал Оле-Лукойе, пошел и выдвинул ящик.

Что там такое?

Оказывается, это рвала и метала аспидная доска: в решение написанной на ней задачи вкралась ошибка, и все вычисления готовы были рассыпаться; грифель скакал и прыгал на своей веревочке, точно собачка: он очень хотел помочь делу, да не мог. Громко стонала и тетрадь Яльмара, слушать ее было просто ужасно! На каждой странице стояли большие буквы, а с ними рядом маленькие, и так целым столбцом одна под другой - это была пропись; сбоку же шли другие, воображавшие, что держатся так же твердо. Их писал Яльмар, и они, казалось, спотыкались об линейки, на которых должны были стоять.

Вот как надо держаться! - говорила пропись. - Вот так, с легким наклоном вправо!

Ах, мы бы и рады, - отвечали буквы Яльмара, - да не можем! Мы такие плохонькие!

Так вас надо немного подтянуть! - сказал Оле-Лукойе.

Ой, нет! - закричали они и выпрямились так, что любо было глядеть.

Ну, теперь нам не до историй! - сказал Оле-Лукойе. - Будем-ка упражняться! Раз-два! Раз-два!

И он довел все буквы Яльмара так, что они стояли уже ровно и бодро, как твоя пропись. Но утром, когда Оле-Лукойе ушел и Яльмар проснулся, они выглядели такими же жалкими, как прежде. Вторник

Как только Яльмар улегся, Оле-Лукойе дотронулся своею волшебной брызгалкой до мебели, и все вещи сейчас же начали болтать, и болтали они о себе, - все, кроме плевательницы; эта молчала и сердилась про себя на их тщеславность: говорят только о себе да о себе и даже не подумают о той, что так скромно стоит в углу и позволяет в себя плевать!

Над комодом висела большая картина в золоченой раме; на ней была изображена красивая местность: высокие старые деревья, трава, цветы и широкая река, убегавшая мимо дворцов за лес, в далекое море.

Оле-Лукойе дотронулся волшебной брызгалкой до картины, и нарисованные на ней птицы запели, ветви деревьев зашевелились, а облака понеслись по небу; видно было даже, как скользила по земле их тень.

Затем Оле приподнял Яльмара к раме, и мальчик стал ногами прямо в высокую траву. Солнышко светило на него сквозь ветви деревьев, он побежал к воде и уселся в лодочку, которая колыхалась у берега. Лодочка была выкрашена в красное с белым, паруса блестели, как серебряные, и шесть лебедей с золотыми коронами на шеях и сияющими голубыми звездами на головах повлекли лодочку вдоль зеленых лесов, где деревья рассказывали о разбойниках и ведьмах, а цветы - о прелестных маленьких эльфах и о том, что они слышали от бабочек.

Чудеснейшие рыбы с серебристою и золотистою чешуей плыли за лодкой, ныряли и плескали в воде хвостами; красные и голубые, большие и маленькие птицы летели за Яльмаром двумя длинными вереницами; комары танцевали, а майские жуки гудели: «Жуу! Жуу!»; всем хотелось провожать Яльмара, и у каждого была для него наготове история.

Да, вот это было плавание!

Леса то густели и темнели, то становились похожими на прекрасные сады, озаренные солнцем и усеянные цветами. По берегам реки возвышались большие хрустальные и мраморные дворцы; на балконах их стояли принцессы, и все это были знакомые Яльмару девочки, с которыми он часто играл.

Каждая держала в правой руке славного обсахаренного пряничного поросенка - такого редко купишь у торговки. Яльмар, проплывая мимо, хватался за один конец пряника, принцесса крепко держалась за другой, и пряник разламывался пополам; каждый получал свою долю: Яльмар - побольше, принцесса - поменьше. У всех дворцов стояли на часах маленькие принцы; они отдавали Яльмару честь золотыми саблями и осыпали его изюмом и оловянными солдатиками, - вот что значит настоящие-то принцы!

Яльмар плыл через леса, через какие-то огромные залы и города… Проплыл он и через город, где жила его старая няня, которая носила его на руках, когда он был еще малюткой, и очень любила своего питомца. И вот он увидел ее: она кланялась, посылала ему рукою воздушные поцелуи и пела хорошенькую песенку, которую сама сложила и прислала Яльмару:

Мой Яльмар, тебя вспоминаю

Почти каждый день, каждый час!

Сказать не могу, как желаю

Тебя увидать вновь хоть раз!

Тебя ведь я в люльке качала,

Учила ходить, говорить

И в щечки и в лоб целовала.

Так как мне тебя не любить!

И птички подпевали ей, цветы приплясывали, а старые ивы кивали, как будто Оле-Лукойе и им рассказывал историю. Среда

Ну и дождь лил! Яльмар слышал этот страшный шум даже во сне; когда же Оле-Лукойе открыл окно, оказалось, что вода стоит вровень с подоконником. Целое озеро! Зато к самому дому причалил великолепнейший корабль.

Хочешь прогуляться, Яльмар? - спросил Оле. - Побываешь ночью в чужих землях, а к утру - опять дома!

И вот Яльмар, разодетый по-праздничному, очутился на корабле. Погода сейчас же прояснилась; они проплыли по улицам, мимо церкви, и оказались среди сплошного огромного озера. Наконец они уплыли так далеко, что земля совсем скрылась из глаз. По поднебесью неслась стая аистов; они тоже собрались в чужие теплые края и летели длинною вереницей, один за другим. Они были в пути уже много-много дней, и один из них так устал, что крылья отказывались ему служить. Он летел позади всех, потом отстал и начал опускаться на своих распущенных крыльях все ниже и ниже, вот взмахнул ими раз, другой, но напрасно… Скоро он задел за мачту корабля, скользнул по снастям и - бах! - упал прямо на палубу.

Юнга подхватил его и посадил в птичник к курам, уткам и индейкам. Бедняга аист стоял и уныло озирался кругом.

Ишь какой! - сказали куры.

А индейский петух надулся и спросил у аиста, кто он таков; утки же пятились, подталкивая друг друга крыльями, и крякали: «Дур-рак! Дур-рак!»

Аист рассказал им про жаркую Африку, про пирамиды и страусов, которые носятся по пустыне с быстротой диких лошадей, но утки ничего не поняли и опять стали подталкивать одна другую:

Ну не дурак ли?

Конечно, дурак! - сказал индейский петух и сердито забормотал.

Аист замолчал и стал думать о своей Африке.

Какие у вас чудесные тонкие ноги! - сказал индейский петух. - Почем аршин?

Кряк! Кряк! Кряк! - закрякали смешливые утки, но аист как будто и не слыхал.

Могли бы и вы посмеяться с нами! - сказал аисту индейский петух. - Очень забавно было сказано! Да куда там,

то это слишком низменно! И вообще нельзя сказать, чтобы он отличался понятливостью. Что ж, будем забавлять себя сами!

И куры кудахтали, утки крякали, и это их ужасно забавляло.

Но Яльмар подошел к птичнику, открыл дверцу, поманил аиста, и тот выпрыгнул к нему на палубу - он уже успел отдохнуть. Аист как будто поклонился Яльмару в знак благодарности, взмахнул широкими крыльями и полетел в теплые края. Куры закудахтали, утки закрякали, а индейский петух так надулся, что гребешок у него весь налился кровью.

Завтра из вас сварят суп! - сказал Яльмар и проснулся опять в своей маленькой кроватке.

Славное путешествие проделали они ночью с Оле-Лукойе! Четверг Знаешь что? -сказал Оле-Лукойе.

Только не пугайся! Я сейчас покажу тебе мышку! - И правда, в руке у него была хорошенькая мышка. - Она явилась пригласить тебя на свадьбу! Две мышки собираются сегодня ночью вступить в брак. Живут они под полом в кладовой твоей матери. Чудесное помещение, говорят!

А как же я пролезу сквозь маленькую дырочку в полу? - спросил Яльмар.

Уж положись на меня! - сказал Оле-Лукойе.

Он дотронулся до мальчика своею волшебной брызгалкой, и Яльмар вдруг стал уменьшаться, уменьшаться и наконец сделался величиною с палец.

Теперь можно одолжить мундир у оловянного солдатика. По-моему, такой наряд тебе вполне подойдет: мундир ведь так красит, а ты идешь в гости!

Хорошо! - согласился Яльмар, переоделся и стал похож на образцового оловянного солдатика.

Не угодно ли вам сесть в наперсток вашей матушки? - сказала Яльмару мышка. - Я буду иметь честь отвезти вас.

Ах, какое беспокойство для фрекен! - сказал Яльмар, и они поехали на мышиную свадьбу.

Проскользнув в дыру, прогрызенную мышами в полу, они попали сначала в длинный узкий коридор, здесь как раз только и можно было проехать в наперстке. Коридор был ярко освещен гнилушками.

Правда ведь, чудный запах? - спросила мышка-возница. - Весь коридор смазан салом! Что может быть лучше?

Наконец добрались и до зала, где праздновалась свадьба. Направо, перешептываясь и пересмеиваясь, стояли мышкидамы, налево, покручивая лапками усы, - мышки-кавалеры, а посередине, на выеденной корке сыра, возвышались сами жених с невестой и целовались на глазах у всех. Что ж, они ведь были обручены и готовились вступить в брак.

А гости все прибывали да прибывали; мыши чуть не давили друг друга насмерть, и вот счастливую парочку оттеснили к самым дверям, так что никому больше нельзя было ни войти, ни выйти. Зал, как и коридор, был весь смазан салом, другого угощенья и не было; а на десерт гостей обносили горошиной, на которой одна родственница новобрачных выгрызла их имена, то есть, конечно, всего-навсего первые буквы. Диво, да и только!

Все мыши объявили, что свадьба была великолепна и что они очень приятно провели время.

Яльмар поехал домой. Довелось ему побывать в знатном обществе, хоть и пришлось порядком съежиться и облечься в мундир оловянного солдатика. Пятница

Просто не верится, сколько есть пожилых людей, которым страх как хочется залучить меня к себе! - сказал ОлеЛукойе. - Особенно желают этого те, кто сделал что-нибудь дурное. «Добренький, миленький Оле, - говорят они мне, - мы просто не можем сомкнуть глаз, лежим без сна всю ночь напролет и видим вокруг себя все свои дурные дела. Они, точно гадкие маленькие тролли, сидят по краям постели и брызжут на нас кипятком. Хоть бы ты пришел и прогнал их. Мы бы с удовольствием заплатили тебе, Оле! - добавляют они с глубоким вздохом. - Спокойной же ночи, Оле! Деньги на окне!» Да что мне деньги! Я ни к кому не прихожу за деньги!

А что мы будем делать сегодня ночью? - спросил Яльмар.

Не хочешь ли опять побывать на свадьбе? Только не на такой, как вчера. Большая кукла твоей сестры, та, что одета мальчиком и зовется Германом, хочет повенчаться с куклой Бертой; а еще сегодня день рождения куклы, и потому готовится много подарков!

Знаю, знаю! - сказал Яльмар. - Как только куклам понадобится новое платье, сестра сейчас празднует их рождение или свадьбу. Это уж было сто раз!

Да, а сегодня ночью будет сто первый, и, значит, последний! Оттого и готовится нечто необыкновенное. Взгляни-ка!

Яльмар взглянул на стол. Там стоял домик из картона; окна были освещены, и все оловянные солдатики держали ружья на караул. Жених с невестой задумчиво сидели на полу, прислонившись к ножке стола; да, им было о чем задуматься! Оле-Лукойе, нарядившись в бабушкину черную юбку, обвенчал их.

Затем молодые получили подарки, но от угощения отказались: они были сыты своей любовью.

Что ж, поедем теперь На дачу или отправимся за границу? - спросил молодой.

На совет пригласили опытную путешественницу ласточку и старую курицу, которая уже пять раз была наседкой. Ласточка рассказала о теплых краях, где зреют сочные, тяжелые кисти винограда, где воздух так мягок, а горы расцвечены такими красками, о каких здесь и понятия не имеют.

Зато там нет нашей кудрявой капусты! - сказала курица. - Раз я со всеми своими цыплятами провела лето в деревне; там была целая куча песку, в котором мы могли рыться и копаться сколько угодно! А еще нам был открыт вход в огород с капустой! Ах, какая она была зеленая! Не знаю, что может быть красивее!

Да ведь качаны похожи, как две капли воды! - сказала ласточка. - К тому же здесь так часто бывает дурная погода.

Ну, к этому можно привыкнуть! - сказала курица.

А какой тут холод! Того и гляди, замерзнешь! Ужасно холодно!

То-то и хорошо для капусты! - сказала курица. - Да, в конце-то концов, и у нас бывает тепло! Ведь четыре года тому назад лето стояло у нас целых пять недель! Да какая жарища-то была! Все задыхались! Кстати сказать, у нас нет ядовитых тварей, как у вас там! Нет и разбойников! Надо быть отщепенцем, чтобы не находить нашу страну самой лучшей в мире! Такой недостоин и жить в ней! - Тут курица заплакала. - Я ведь тоже путешествовала, как же! Целых двенадцать миль проехала в бочонке! И никакого удовольствия нет в путешествии!

Да, курица-особа вполне достойная! - сказала кукла Берта. - Мне тоже вовсе не нравится ездить по горам - то вверх, то вниз! Нет, мы переедем на дачу в деревню, где есть песочная куча, и будем гулять в огороде с капустой.

На том и порешили.

А сегодня будешь рассказывать? - спросил Яльмар, как только Оле-Лукойе уложил его в постель.

Сегодня некогда! - ответил Оле и раскрыл над мальчиком свой красивый зонтик. - Погляди-ка вот на этих китайцев!

Зонтик был похож на большую китайскую чашу, расписанную голубыми деревьями и узенькими мостиками, на которых стояли маленькие китайцы и кивали головами.

Сегодня надо будет принарядить к завтрашнему дню весь мир! - продолжал Оле. - Завтра ведь праздник, воскресенье! Мне надо пойти на колокольню - посмотреть, вычистили ли церковные карлики все колокола, не то они плохо будут звонить завтра; потом надо в поле - посмотреть, смел ли ветер пыль с травы и листьев. Самая же трудная работа еще впереди: надо снять с неба и перечистить все звезды. Я собираю их в свой передник, но приходится ведь нумеровать каждую звезду и каждую дырочку, где она сидела, чтобы потом каждую поставить на свое место, иначе они не будут держаться и ПОСЫПАЮТСЯ с неба одна за другой!

Послушайте-ка вы, господин Оле-Лукойе! - сказал вдруг висевший на стене старый портрет. - Я прадедушка Яльмара и очень вам признателен за то, что вы рассказываете мальчику сказки; но вы не должны извращать его понятий. Звезды нельзя снимать с неба и чистить. Звезды - такие же небесные тела, как наша Земля, тем-то они и хороши!

Спасибо тебе, прадедушка! - отвечал Оле-Лукойе. - Спасибо! Ты - глава фамилии, родоначальник, но я все-таки постарше тебя! Я старый язычник; римляне и греки звали меня богом сновидений! Я имел и имею вход в знатнейшие дома и знаю, как обходиться и с большими и с малыми. Можешь теперь рассказывать сам!

И Оле-Лукойе ушел, взяв под мышку свой зонтик.

Ну, уж нельзя и высказать своего мнения! - сказал старый портрет.

Тут Яльмар проснулся. Воскресенье

Добрый вечер! - сказал Оле-Лукойе.

Яльмар кивнул ему, вскочил и повернул прадедушкин портрет лицом к стене, чтобы он опять не вмешался в разговор.

А теперь ты расскажи мне историю про пять зеленых горошин, родившихся в одном стручке, про петушиную ногу, которая ухаживала за куриной ногой, и про штопальную иглу, что воображала себя швейной иголкой.

Ну нет, хорошенького понемножку! - сказал ОлеЛукойе. - Я лучше покажу тебе кое-что. Я покажу тебе своего брата, его тоже зовут Оле-Лукойе. Но он знает только две сказки: одна бесподобно хороша, а другая так ужасна, что… да нет, невозможно даже и сказать как!

Тут Оле-Лукойе приподнял Яльмара, поднес его к окну и сказал:

Сейчас ты увидишь моего брата, другого Оле-Лукойе. Кафтан на нем весь расшит серебром, что твой гусарский мундир; за плечами развевается черный бархатный плащ! Гляди, как он скачет!

И Яльмар увидел, как мчался во весь опор другой ОлеЛукойе и сажал к себе на лошадь и старых и малых. Одних он сажал перед собою, других позади; но сначала каждого спрашивал:

Какие у тебя отметки за поведение?

Хорошие! - отвечали все.

Покажи-ка! - говорил он.

Приходилось показывать; и вот тех, у кого были отличные или хорошие отметки, он сажал впереди себя и рассказывал им чудесную сказку, а тех, у кого были посредственные или плохие, - позади себя, и эти должны были слушать страшную сказку. Они тряслись от страха, плакали и хотели спрыгнуть с лошади, да не могли-они сразу крепко прирарастали к седлу.

А я ничуть не боюсь его! - сказал Яльмар.

Да и нечего бояться! - сказал Оле. - Смотри только, чтобы у тебя всегда были хорошие отметки!

Вот это поучительно! - пробормотал прадедушкин портрет. - Все-таки, значит, не мешает иногда высказать свое мнение.

Он был очень доволен.

Вот вся история об Оле-Лукойе! А вечером пусть он сам расскажет тебе еще что-нибудь.